Как я пытался пройти Путь Святого Иакова и зачем мне это было нужно

Эль Ками́но де Сантья́го (исп. El Camino de Santiago) — Camino de Santiago или Путь Святого Иакова (Way of St James) называют различные маршруты, ведущие в испанский город Сантьяго-де-Компостела в Галиции. Существует множество маршрутов, которые начинаются во Франции, Португалии, Испании и других странах.

Дело в том, что я очень люблю ходить пешком и в среднем прохожу 5-7 км в день. Ходить, погружаясь в мысли — этакая медитация на свежем воздухе, подпитываемая эндорфинами и серотонином. Прошлой весной я решил пройти какой-нибудь многодневный маршрут, желательно интересный и порывшись в интернете понял, что именно паломнические маршруты дадут мне то, что искал:

• относительно пустая тропа;
  • проходит через городки и достопримечательности;
  • есть GPS-треки.

Самый известный маршрут Камино — Французский путь, который начинается в Сен-Жан-Пье-де-Порт во французских Пиренеях, проходит через виноградники Ла-Риоха, скалистые горы в Леоне и далее по живописной сельской местности Галиции. Длина маршрута из Сен-Жан-Пье-де-Порт в Сантьяго составляет 800 км и занимает около пяти недель.

Я же решил пройти Португальским путём, так как хотелось пройти вдоль океана, да и в целом не был еще в Португалии:

Сборы были короткими. Купил и в течение недели разносил (обязательно) лёгкие кроссовки для триатлона с титановой пластинкой в подошве. Купил непромокаемый рюкзак на 50л, сложил в него дай бог треть того, что берут с собой европейские пилигримы: белье-носки, термобелье (требовалось утром, было +5-7С), пластыри от мозолей Compeed (не понадобились), вазелиновый карандаш, чтобы не возникали мозоли (пользовался каждое утро), аптечка, дождевик (необходимость), powerbank, солнцезащитные очки, документы, телефон, банковские карты. Еще в Перми купил SIM-карту Orange с тарифом Mundo. Всё.

Европейские пилигримы (так называют тех, кто участвует в Camino) обвешиваются ковриками, спальниками, идут во всей броне, вроде тяжелых непромокаемых ботинков, с трекинговыми палками. На мой взгляд для цивилизованной Португалии-Испании это слишком, к тому же я планировал ночевать в гостевых домах и отелях, а не в пилигримских общежитиях — albergue. Они расположены через каждые 10-15 км, часто при церквях, муниципалитетах или пожарных частях. Денег это стоит в среднем 5-10Е в деревнях, и чуть дороже в городах. В половине случаев albergue стоит “сколько не жалко, вон туда в баночку” (5-10Е). Конкуренции среди них нет, поэтому на пути может попасть как казарма с 40 койками за 20Е, так и приличное современное место за 10Е. Чтобы остановиться в albergue нужно иметь паспорт паломника, об этом расскажу позже. Эти хостелы работают по принципу живой очереди (first-come first–served) — нельзя заказать заранее. Пешие паломники имеют преимущество перед велосипедистами.

Почему не захотел спать в albergue: экономия — для меня вопрос не стоял остро. “Поговорить, найти друзей” — этого я хотел меньше всего.

Поехали. Вылетел 23.04 по маршруту Пермь-Москва(S7) Москва-Лиссабон(TAP) Лиссабон-Порту(TAP). Очень переживал из-за короткой стыковки в Лиссабоне и страхи оправдались — была дикая очередь на паспортном контроле. Я пролез в начало размахивая распечаткой, объяснял что у меня сейчас вылет, но охранник строго отправил куда-нибудь назад. Когда я прошел контроль, этот охранник повел меня на досмотр с пристрастием, сдал, что-то им сказал и ушел. Те махнули рукой и отпустили. Прибежав в терминал я понимал отчего персонал не разделил моих тревог: самолет, на который я спешил — это воздушная маршрутка, отправляющаяся в полёт при наполнеии раз в час. Паркуется возле выхода и пассажиры с сумками и козами неспешно рассаживаются. В самолете летел я и местная футбольная команда из Porto, шумные, хорошо выглядящие. По прилёту команду встречали сотни болельщиков.

В Porto я заселился в сетевой отель, в 3-4 км от центра. К слову, через неделю цены на отели выросли в 4-5 раз. Вид из отеля на задний двор:

Было тепло (идеальные 20 градусов) и солнечно. Немного прогулялся, купив бич-еды в ближайшем Lidl и лег спать.

Рано утром пошёл гулять по Porto, докупить необходимые мелочи и обязательно получить Паспорт Пилигрима (Сredencial). Город мне очень понравился — уютный, красивый, ненавязчивый(что редко и круто).

Обязательно зашел в забегаловку Santa Francesinha, где делают лучшую франчезину — национальное сытное блюдо в виде сэндвича с фаршем, сыром, яйцом и подливкой.

Доесть я её не смог, чем вызвал удивленное неодобрение повара и официантки (необычно красивой, о ней наже на TripAdviser пишут).

Паспорт Пилигрима я нашел в центральном соборе. Паспорт необходим прежде всего для получения Compostela (сертификат о прохождении Пути) и отпущения всяких грехов в соборе Сантьяго. А вообще это элемент геймификации: нужно пройти не меньше 100 км пути, каждый день ставить печати в церквах и хостелах. Испанцы на эту тему читерят и начинают путь из Саррии (Sarria), что в 111 км.

Следующим утром, позавтракав, двинул. Доехал на метро до порта, оттуда пешком вдоль океана.

Деревянный настил тянулся вдоль океана более 10 км, виды были потрясающие после снежной Перми. Шёл, слушая онлайн-радио и иногда обгоняя таких же, как я.

У меня есть сэлфи палка, а на фоне пилигрим с ребенком в рюкзаке.

Иногда тропа пролегала по деревушкам.

Если бы не пальмы, подумал бы «русская дача». Огороды, покосившиеся домики с хламом на улице.

Детская спортивная школа на берегу океана. Естественно футбольная.

Конечная точка дня — Вила-ду-Конди (30 тыс. жителей).

Заселился в старенький отель и на кривых ногах немного прогулялся по городку. Вот что меня впечатлило: много дворовых футбольных полей, взрослые и дети играют в футбол, члены семей там же, на улице, болеют. Веселье, уютно, чисто. Шок!

Первые печати поставил в кафешке для пилигримов на берегу океана и в хостеле в городке.

Проснулся до рассвета и двинулся в путь. Мне предстояло перейти с прибережной тропы на центральную и сделать это я решил по скачанному треку. Сначала шёл вдоль древнеримского виадука.

Затем этот мудак, строивший трек, начал плутать, идти по каким-то огородам и дворам чужих домов, по гаражным кооперативам. Я отключил трек и пошёл по спутниковым фоткам, через просёлки, лес и деревеньки.

Представляете мою эйфорию?!

Иногда вот так. Немного промочил ноги.

По пути зашёл в albergue поставить печать.

Около 16.00 пришёл в Barcelos (123 тыс.) и решил остановиться в гостевом доме. Нечто среднее между хостелом и отелем. Открывается вечером, закрывается утром. Общая комната для посиделок и кухня.

Вид из окна.

Ну, думаю, пора в жральню для пилигримов сходить, поесть за 5Е, благо оказалась она рядом. Обед состоял из супа-пюре (капуста+картошка), огромной порции риса + картошки фри + тушеного мяса, кока-колы. Я был доволен. Во время трапезы ко мне навязчиво подсел улыбчивый и немного несуразный хозяин заведения, спрашивал всё ли нравится, почему я не фотографирую еду, откуда я. Сфотографировался со мной и попросил указать на карте где я живу.

Я был так утомлен его вниманием (после 4 дней одиночества), что ушёл и забыл заплатить. Через 15 минут вернулся, заплатил эти 5Е и он меня обнял. Вернулся в гестхаус и уснул, в тусовке принимать участие не стал. Вообще обычно я просыпался в 4.00 по местному, засыпал в среднем 19.00. Жаворонок, а тут еще сдвиг часовых поясов.

В 6 утра пошёл гулять по городу. Встречать рассветы выспавшимся, в красивых и пустых городах — самое яркое впечатление поездки.

Путь лежал в городок Ponte-de-Lima.

Начались горы (горки).

По пути встретил русских, «Бон камино!» сказали они, следуя вычитанным где-то традициям.

Про «попутчиков». 70% люди за 40, в основном португальцы, немцы, французы. 30% студенты. Азиатов становится много ближе к конечной точке, у них шумные групповые переходы с автобусом сзади. По пути встретился португалец, поздоровались, идем на расстоянии 50 метров в одном темпе. Дорога шла километр вдоль железной дороги, проходила под ней и шла километр обратно вдоль. Уведев, что могли срезать 2 км просто перейдя ЖД посмотрели друг на друга, повращали глазами, потопали ногами и смеялись 5 минут. К вечеру сел отдохнуть, подходит немка, показывает на валяющиеся пластиковые бутылки, спрашивает «Это ваше?», «Нет» — говорю. Посмотрела на меня недоверчиво и злобно, я на нее наигранно так же. Ушла. У меня настроение хорошее, пофигистическое. Мусор был не мой. Кроме пластиковых бутылок из-под воды на пути встречается выброшенная обувь — чаще всего эти самые тяжелые непромокаемые ботинки.

А вот и Ponte-de-Lima (44 тыс.) Удивительно сказочным показался городок. Меня вообще в этих городках не отпускало чувство измененного сознания — этакого приятного солнечного сна. Вероятно на это повлиял избыток кислорода и серотонина, получаемых при ходьбе. Прошел в районе 40 км, несколько больше, чем вчера. Ноги не болели ли разу, но от частой брусчатки и других мощеных дорог ежедневно болели ступни.

Пачка сигарет мне как-бы намекает «помой ноги и отдохни»

Расположился в отельчике на берегу реки Лима, отдохнул. Немного болит травмированное несколько лет назад колено.

Сходил прогулялся, пообедал на террасе в летнем кафе. Купил витамины для сустава, воды и продуктов на завтра. Вот так в магазинчике шаговой доступности продается столовое вино.

Пришел в номер, наелся витаминов, обмазал ноги восстанавливающим кремом и залип в интернете, позже уснул.

Утро, как обычно прекрасное. Знаете, когда просыпаешься в свежей постели с приятным скрипом восстановившихся мышц. Пора двигать. Ранним утром еще холодновато, в первые часы иду в ветровке.

Семья дома уже не спит, тоже ранние птахи. По пути говорил со своими через видеосвязь. Мобильный интернет от Orange летал на протяжении всего пути.

В середине дня был горный перевал. Судя по отчётам треть паломников обходит его по шоссе вокруг, но мне показалось это неспортивно. Красивый хвойный лес и каменистая тропа вверх, вверх, вверх. Поднимался часа 4.

Памятник крякнувшему на подъеме пилигриму.

Наверху смотровая площадка, коллеги отдыхают.

Спуск вниз дался сложнее — работают другие мышцы, нагрузки более ударные. У подножья остановился на кофеёк.

И вот я в городке Valenca (3.5 тыс). Точнее я шёл, шёл, посматривал на шагомер — уже 5 км назад должно было наступить «И вот». Более 40 км за сегодня. Странно, но не сделал ни одной фотографии городка. Расположился в центральном отеле (очень дешевом), часть которого напоминала провинциальный торговый центр, совмещенный с домом быта. Рядом была пожарная часть и albergue, там я и поставил печать. Закупился продуктами в супермаркете: вода на сегодня и завтра, упаковка клубники (очень дешевая, но такая же травяная), филе рыбы в консервах и свежий хлеб. Идти искать кафе было лень, к тому же хотелось уютно пожрать: в трусах, перед теликом, руками.

Как обычно до рассвета собираюсь выходить из отеля, за руку хватает тётка с ресепшна, сообщает: без завтрака я никуда не отпущу. Точнее я не понял что она сказала, но ментально это звучало как «для завтрака ещё рано, но я открою, иди хоть кофе с бутербродом заточи». Что я сделал. Минуту спустя в «завтрачную» вошла красивая пара, как из рекламы дорогих духов — чуть небритый мачо в костюме с растёгнутыми верхними пуговицами белой рубашки и роскошная девушка в вечернем платье. Оба они были натурально в говно, пытались поесть и выпить кофе, а я любовался ими.

Граница Португалии и Испании пролегает по реке Миньо.

Стою одной ногой в Португалии, другой в Испании.

Город Tui, Испания.

С утра обратил внимание, что при ходьбе появилась пульсирующая боль в колене. По мосту я шёл уже хромая, думал расхожусь, но она немного усиливалась. По пути я выбрасывал запасы воды и даже полюбившиеся консервы. Через несколько километров присел отдохнуть, попытался взять и понял, что встать не могу — нога не разгибается. Как будто болезненно упирается во что-то. Посидел пару часов, стало полегче. Смог встать. Вызвал такси, уехал на автовокзал, оттуда вернулся в Porto.

Дома хромал наверное еще месяц.

Выводы:

• Пешком ходить по подобным маршрутам очень круто — свежий воздух, румянец, нетуристические места, много всего видишь и замечаешь. Пойду снова, наверное даже с сыном.

Что бы изменил:

• Думаю, трекинговые палки снизили бы нагрузку на суставы и я бы прошёл до конца. До того стоило бы пить специальные витамины.
  • Кроссовки следовало бы взять с толстой аммортизирующей подошвой — полегче на брусчатке.

Материалы для самостоятельно изучения:

1. Очень помог и вдохновил видеоблог Сергея Нагорного об этом участке пути.

2. Про Camino был снят фильм “Путь” (2010, Эмилио Эстевес), вдохновивший множество людей на проход маршрута.